Без масла двигатель однозначно не сможет функционировать, ведь оно минимизирует износ механизмов, снижая коэффициент трения. Плюс оно частично охлаждает эксплуатируемый в тяжелых условиях силовой агрегат и предохраняет от коррозии.
Содержание
С увеличением срока службы происходит выгорание, окисление масла, уменьшение вязкости, утрата действия присадок вследствие их истощения. Таким образом, постепенно ухудшаются полезные физические свойства. В итоге эта рабочая жидкость портится, что требует ее замены обязательно вместе с масляным фильтром.
Если менять масло не вовремя, то «двигатель застучит», а если раньше требования инструкции — пострадает бюджет, ведь оно (в первую очередь, синтетическое) стоит дорого. Так что насчет дорегламентной замены хозяин машины вправе решать сам, но хуже от этого не будет.
На частоту замены влияют режим функционирования транспортного средства и манера езды водителя. Поэтому для каждого конкретного случая рекомендации разнятся. Для Восточной Европы периоды короче, нежели для Запада. А допуски, определяемые производителем, для наших условий, за редким исключением, неактуальны. В РФ надлежит менять масло в двигателе несколько раньше общеустановленных сроков. По крайней мере, таким принципом руководствуются в отечественных автосервисах. И жажда наживы здесь не при чем.
Необходимо помнить и об особых факторах эксплуатации: о вождении в горах и на дорогах без покрытия, о движении в заторах, об управлении транспортом с прицепом. При такой езде масло в картере перемешивается с несгоревшим топливом и выхлопными газами. А присутствие в нем инородной жидкости отрицательно сказывается на полезных характеристиках. Подобный «коктейль» из химических веществ способствует протеканию самопроизвольных реакций: разложение масла ускоряется, что приводит к росту накипи.
Короткие маршруты на малых оборотах городского цикла не дают маслу в двигателе достигнуть нужной температуры. Из-за потери масляного клина ухудшается смазывание в блоке цилиндров. Как следствие — повышенное истирание, а металлическая стружка загрязняет и без того проблемный состав субстанции.
Отработавшее моторное масло в России принято менять после прохождения 10 000 км (в отдельных типах двигателя допускается после 20 000 км). Хотя если изучить сервисную книжку модели иностранного бренда, просмотрев раздел «Периодичность технического обслуживания», можно убедиться в том, что в список мероприятий для каждого сеанса ТО с интервалом 15 000 км включена позиция «Замена моторного масла». Так что как раз интервал в 10 000 считается во всем мире минимальным, а для стран Африки, Латинской Америки и СНГ — оптимальным. Правда, это не касается масел, на которых указаны допуски «длительных интервалов обслуживания» для изделий того или иного автосборщика. Так, если маслу присвоена стандартизированная спецификация BMW LL-01 или BMW Longlife Oil 04, оно рассчитано на 20 000 км. И официальное добро на это дает корпорация BMW.
Продукцию на минеральной основе сегодня в продаже практически не встретить. Поставщики предлагают полусинтетический и полностью синтетический продукт, представленный множеством версий.
Полусинтетика (Esso Ultron 2000). Сбалансированная пропорция присадок не делает данную категорию долговечной, значения вязкости весьма падают, остатки отработки загрязняют силовую установку. Промежутки по 10-15 тыс. км для этого образца вполне приемлемы.
Гидрокрекинговые синтетические масла (Mobil 1 New Life 0w40). По физическим свойствам — такая же полусинтетика, однако более дорогостоящая малозольная основа обеспечивает стабильную вязкость и устойчивые присадки. Лучше сохраняются, содержат меньше токсичных веществ и качественнее омывают двигатель. В идеальных условиях возможен пробег 30 тыс. км.
Полиальфаолефиновые — ПАО-синтетические (Ravenol VPD/VDL 5W40, Liqui Moly Synthoil High Tech 5W-40). Их основа стареет сверхмедленно, поэтому цена «кусается». Достаточная текучесть сохраняется даже при сибирских морозах, а угар и нагар практически отсутствуют.
Эстеровые масла (Motul V300, Xenum WRX, GPX). В состоянии промыть даже основательно засоренный мотор. После эксплуатации с другими марками и большими промежутками замены это то, что требуется.
Полигликолевые PAG-масла (Kroon Oil Pole tech 10W40). Изделие будущего с минимальным коэффициентом трения. Долго держит присадки, растворяет все, включая продукты своего распада, но к резине не агрессивно.
Если менять мало, немного пренебрегая заводскими рекомендациями, ничего плохого не случится. Так или иначе, автовладелец располагает некоторым запасом, по крайней мере, в 1-2 тыс. км, когда ничего существенного с двигателем не приключится. Сверхнормативные 4-5 тыс. км — уже критический и аварийный километраж. Однако один только учет пробега не считается объективным показателем, ведь транспортное средство может стоять на месте при работающем моторе. В этом случае износом масла пренебрегают. Поэтому учитываются и моточасы.
В советскую эпоху подчас меняли масло, исходя из календарных сроков и количества потребленного топлива. Однако в силу произвольности нагрузки за принятый отрезок времени и индивидуальных объемов цилиндров это представляется нецелесообразным.
Как бы то ни было, наиболее правильный способ индикации масла — проверить его реальное состояние. Визуальное обследование моторного щупа даст если не исчерпывающий, то удовлетворяющий ответ и об уровне, и о кондиции масла.
Это справедливо для сертифицированной, аутентичной продукции. Но сегодня на рынке встречается немало подделок. Из соображений безопасности надо помнить об оригинальной упаковочной емкости и подлинности ее содержимого.
Однозначно это делать нельзя, потому что продлится это недолго. В результате двигатель будет греться, усиленно потреблять горючее, на поверхностях деталей появится ржавчина, а масляные каналы засорятся нагаром.
Если решено купить машину на вторичном рынке, нужно проявлять бдительность. Первым делом стоит проверить качество залитого в нее масла в автомастерской. Возможно, потребуется тщательная промывка двигателя, в том числе с демонтажем (обязательная промывка также потребуется при переходе на другую марку масла). В противном случае при несвоевременном реагировании вас ждут крупные неприятности с вероятным восстановлением силового агрегата.
Для сравнения пару слов о трансмиссионном масле, которое, в отличие от моторного, не взаимодействует с горючим, поэтому портится не так интенсивно. Аналитики полагают: менять масло в механической коробке надо после 50-70 тыс. км. Заводские инструкции относительно автоматики аналогичны, но сменить объем масляной порции здесь получится лишь посредством спецаппаратуры. Осуществляя слив самотеком, половина масла остается в гидротрансформаторе, что сокращает периодичность операции до 30 тыс. км.